Что символизируют цвета в разных культурах

С глубокой древности цвета, окружавшие человека, наделялись символическим смыслом, связанным с теми предметами и явлениями, с которыми ассоциируется данный цвет. В разных культурах они могли иметь диаметрально противоположное значение и, к тому же, меняться со временем. Порой совершенно неожиданно антипатия к определённому цвету сменяется симпатией - и наоборот.

Значения цветов в разных культурах

Значения цветов в разных культурах

Серый и коричневый

История отношения к серому и коричневому цветам имеет много общего. В древности серый, как и коричневый, считался цветом бедности. В коричневые и серые сермяги были одеты простые крестьяне - дворяне же одевали яркие цветные наряды (например, в русских песнях «синь кафтан» у бояр).

На Руси серый или сизый цвет был атрибутом опасных животных (например, «серый волк», «сизый сокол»). Только в 19-м веке, когда дворяне стали носить более скромные серые пиджаки, серый цвет был реабилитирован. Для такого цвета одежды появилось название «благородный мышиный цвет». Коричневый стал нравиться людям ещё позже: лишь во времена, когда массовым продуктом в Европе стал шоколад, а бедняцкие рубища ушли в прошлое. В это время шоколадный цвет даже стал считаться дорогим.

Красный

Красный цвет с глубокой древности ассоциировался с кровью и, как следствие, выступал у древних народов в качестве символа жизни. Однако позднее ассоциация с кровью и огнём придала красному цвету символизм, связанный с радикализмом и насилием. Первые наскальные рисунки, сделанные красной охрой, представляли собой обведённую линией ладонь руки. Рука, обведённая охрой, была своеобразной подписью человека. Красный, наряду с чёрным и белым были цветами, с которыми человечество познакомилось раньше всего - ещё во времена Каменного века.

Древние люди очень любили красный цвет. Он считался символом красоты у многих народов (можно вспомнить старославянское слово «красный» - «красивый»). В европейском искусстве красный означал любовь и страсть. Однако позже, во времена барокко, красный как символ любви стал вытесняться розовым, а красный стал цветом жестокости. Во времена Великой Французской буржуазной революции красный стал официальным цветом революционеров, в том числе и якобинцев, прославившихся страшными репрессиями. И неслучайно красный оттенок выбрал для своей партии Ленин спустя сто лет после событий во Франции. И, хотя официальным цветом фашизма был коричневый, нацистские солдаты носили красные повязки на руке. Антипатия к красному продолжается до сих пор.

Синий

Синий и голубой в архитектуре широко распространены на Востоке и редко появляются на Западе. Синий на востоке предсказуемо стал цветом неба и Бога. На потолке храмов в Египте изображали голубое небо, также синие купола – не редкость в русском белокаменном зодчестве. Особенно часто бирюзовый и голубой встречаются в арабской архитектуре (медресе в Самарканде). С божественным значением синего связана и традиция разделения полов по цветам. На патриархальном Древнем Востоке считалось, что родившиеся мальчики «ближе к богам». После рождения их одевали в синие пелёнки, символизирующие небеса, а девочек одевали в другой цвет (красный). Синий цвет в Китае символизирует как высоту, так и глубину и также используется в храмовом строительстве.

Чёрный

Отношение к чёрному в культуре всегда было резко отрицательным, так как чёрный цвет ассоциировался с тьмой, которую люди всегда ненавидели. Чёрный цвет в Европе – цвет горя и смерти, но в некоторых восточных странах цвет смерти – белый. Черный цвет был цветом магии и мистики, наряду с фиолетовым. И нет ничего удивительного в том, что злые демоны–черти представлялись людям с чёрной шерстью. Чёрный был цветом гордости и злобы, и вообще всякого зла.

Как ни странно, сегодня отношение к чёрному меняется. Чёрный стал любимым цветом постмодернизма, олицетворяющим воспеваемый постмодернистами первобытный хаос.

Белый

Белый с древних времён был символом чистоты и Бога. Белое платье невесты в европейской культуре символизирует её чистоту и невинность. В белой одежде во всех христианских религиях часто изображают ангелов (правда, как ни странно? в культуре готики они часто имели чёрные и красные крылья). В древности белый также символизировал рождение, по ассоциации с молоком и белой сердцевиной семян растений. Белый оттенок также символизировал благо и здоровье. В древнейшей культуре Вавилона вода считалась белой, а не синей, и белый цвет связывался с благами, которые несёт вода. Белый цвет в философии Малевича означает безбрежное многомерное пространство и часто является фоном для его картин.

Жёлтый

Жёлтый цвет с древних времён был символом света и оптимизма. Однако не все оттенки жёлтого имеют такое значение. Загрязнённый тёмный жёлтый был символом болезни, физической или психической немощи. Именно в этот оттенок красили «жёлтые дома» - первые психиатрические больницы.

Зелёный

Зелёная краска впервые появляется в Египте, где были синтезированы первые искусственные красители. Зелёным обозначался бог плодородия Осирис. В Древнем Востоке зелёный символизировал власть и богатство. В Риме зелёный цвет был цветом женщин. В 20-м веке зелёному стали придавать отрицательное значение (в живописи Тулуз – Лотрека и Марк Шагала).

Цветовые символы влияют на нашу жизнь до сих пор. Свадебная и детская одежда, ощущение от картин живописцев и обозначение добра и зла, страха и красоты – всё это отражает многовековое символическое отношение к цвету в культуре. Цвет играл, играет и будет играть важнейшую роль в жизни и культурной коммуникации человечества!

Смотрите также другие статьи

Все цвета онлайн